Игромания — лечение зависимости

Почему люди часто плохо относятся к тем, кто играет в игры

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году провёл опрос среди россиян по поводу их отношения к видеоиграм, который показал, что 58% опрошенных считают их вредными из-за следующих последствий:

  1. Возникновение зависимости (26%);
  2. Снижение остроты зрения (23%);
  3. Отрицательное влияние на психику человека (13%);
  4. Снижение умственных способностей (10%). 

Общепринятые стереотипы о том, что все игроманы – зависимые и больные люди присущи людям взрослого возраста, которые с недоверием относятся к компьютерным технологиям, либо их близкие или родственники (а возможно и они сами) сталкивались с игровой зависимостью. Погруженность человека в игры любых видов делает их отстраненными от общества, их мыслительные процессы и воспринятие мира отличаются от принятых, в некоторых случаях игроманы просто «сбегают» в виртуальный мир, чем настораживают других людей, живущих в реальности. В обществе считается, что наибольший вред от игр появляется при увлечениях онлайн казино и другими видами игорного бизнеса. 

Азартные игры являются серьезнейшей проблемой среди игроманов

Не все, кто играют в игры – игроманы

Многие люди хотя бы один раз в жизни пробовали играть в какие-либо игры, например карты в поезде – тоже азартная игра, чаще всего на деньги. Однако, не все люди, которые время от времени увлекаются играми, являются игроманами. 

Геймер – не значит игроман. Игроманами нельзя назвать тех, чьё увлечение не становится бесконтрольным. Если компьютерные игры – не единственное увлечение человека, то сложно говорить о патологических изменениях, расстройстве. 

Игромания или гемблинг отличаются особой частотой, когда человек буквально одержим и стремится постоянно находиться в игровом процессе. Его поведение и реакции подвергаются изменениям не в лучшую сторону, а само увлечение становится аддикцией (зависимостью или привыканием). 

Почему обычно игры – это хорошо

По тому же опросу ВЦИОМ, указанного выше, некоторые опрошенных отмечали положительное влияние игр на человека, среди них:

  1. Развитие логического мышления (10%);
  2. Повышение внимательности (4%);
  3. Повышение скорости реакции (6%);
  4. Снижение уровня стресса (8%).

Специалисты в случаях с нормальным, не чрезмерным интересом к играм отмечают, что игры различного характера положительно влияют на человека и его состояние. Все люди с детства начинают познавать жизнь в игровом процессе – и это совершенно нормальное явление. Игровой процесс способен заинтересовать ещё маленького человека к обучению, запоминанию. Также специалисты выделяют ряд факторов, которые позитивно влияют на человека во время игр: 

  1. Игры помогают бороться с накопленным стрессом. В процессе игры вырабатываются гормон счастья, активизируют выброс дофамина;
  2. Стимулируют активную работу мозга. Некоторые логические игры, головоломки, а особенно шахматы развивают оба полушария головного мозга, улучшают концентрацию, стратегическое мышление и позволяют обучаться быстрее;
  3. Совместные игры способствуют развитию навыков для работы в команды, сплочению коллектива и улучшению отношений с другими людьми.

К тому же, помимо указанных выше факторов, игровой процесс в 21 веке позволяет быстрее и эффективнее обрабатывать визуальную информацию, развивать моторные функции и повышать гибкость ума. 

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Отношения с реальностью — игнор

Если честно, окружающая реальность меня не устраивала — она не могла мне ничего предложить. Каждый поход во внешний мир — только по необходимости: школа или магазин. Интересы сверстников были мне побоку.Я ничего не хотел, как бы родители меня не третировали разговорами: “Кем хочешь быть?”, “Пора получать профессию” и т.д.Мама кричала, обещала разбить молотком компьютер. Но теплое чувство удовольствия от предвкушения начала игры не отпускало. Со временем оно только чуть притупилось. Как мне говорили курильщики: ”Пытаешься повторить самую первую затяжку в жизни каждый раз, когда закуриваешь, а ее нет”.

Моя “доза” перед монитором — 5–8 часов в день. И да, я укорял себя, что мог бы лучше учиться или сделать что-то полезное. Дальше мысль не шла.С годами начала расти пустота в груди. Яркие картинки игры ее уже не заполняли, а симптомы зависимости от компьютерных игр проявлялись все сильнее. Я бросал взгляд на часы на стене с мыслью: “Еще двадцать минут и закончу”. Время пролетало, но через 20 минут игра не заканчивалась. И через 40 тоже. Я выползал из-за компьютера только тогда, когда не мог уже сидеть на стуле и голова клонилась ко сну.Потом я работал в офисе и учился на вечерке. Уходил на работу в 8 утра и приходил в 11 вечера, затем играл до 2–3 часов ночи. Спал днем, опустив подбородок на узел галстука на работе. Когда я уже женился, все равно продолжал играть сутками. Часто ночью в темноте тихо пробирался к кровати, чтобы не разбудить жену. С утра поднимался на работу, нередко опаздывал, клевал носом, кое-как разгребая дела.

Я каждый день обещал себе, что брошу играть. Я же не игроман! Но обещания не выполнялись. Я продолжал. Мысль “На что я заменю игры?” пугала. У меня не было ответа на этот вопрос. Я понимал, что зависимость от компьютерных игр у взрослых тоже встречается. Но страх остаться без привычного мирка не оставлял.

Пока игра грузилась, в голове промелькнул вопрос: “В чем смысл жизни?”

…Но загрузка закончилась, и я продолжил сосредоточенно стрелять по мелькающим врагам и отдавать приказы юнитам правой кнопкой мыши.

Мы печатали, писали, наши пальчики устали

Чувствовали ли вы после нескольких часов работы на компьютере покалывание, онемение, а то и дрожь в пальцах рук или боль в запястьях, особенно правой руки, которой вы, не отпуская, держали мышку? Для тех, кто много работает за компьютером, такие симптомы – не новость. Таким людям особенно важна гимнастика рук. Несмотря на то, что человек печатая, делает много движений, эти движения однотипные, они лишь создают нагрузку на суставы. Лучшее «лекарство» — перерывы в работе и специальная гимнастика – круговые движения кистей рук.

           Врач-терапевт, ревматолог, заведующая лечебно-диагностическим отделением Орлинская Ирина Николаевна. Главная причина так называемого «туннельного синдрома запястья» — длительная однообразная работа кистями и пальцами рук. Это заболевание поражает людей различных профессий: чертежников, секретарей, музыкантов, водителей, рабочих конвейерных производств. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи персональных компьютеров, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.
Основная задача при лечении туннельного синдрома — добиться декомпрессии (уменьшения давления) содержимого анатомического канала, в котором произошло сдавливание нерва. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство — рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Но лучше, конечно, до этого не доводить. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы: каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

Причины компьютерной зависимости у детей-школьников

У школьников младшего школьного возраста в основном в общении с компьютерами ещё котируются все те принципы, которые относятся к младшим детям, но уже появляются нюансы. Дети общаются между собой, делятся информацией просмотра того или иного, формируют интересы друг друга.

С одной стороны ребёнок становится более самостоятельным, а с другой стороны ширится и его любопытство. В это время задача, чтобы ребёнок был защищён, а просматриваемый контент был пригоден и не нёс с собой явно деструктивного материала, становится особенно приоритетной для родителя

Плюс важно помнить о том, что ребёнок подвержен перенапряжению в связи с нагрузками в школе и часто ещё до кучи в дополнительных секциях и кружках

Однако не спешите причислять компьютер только лишь к источнику дополнительной нагрузки и упразднять его по этой причине. Здесь вопрос баланса уделяемого ему времени тоже находится в приоритете.

Дело в том, что компьютер для подросшего уже ребёнка является зоной его собственного контроля

Пусть и отведённое время, но он живёт и управляет этой реальностью, это то, что ему подвластно и важность этого момента глобальна

Смерть от тромбоза? Вполне

Тромбоз — это закупорка сосудов, затрудняющая ток крови по венам и он может возникнуть в любом возрасте, если часто подолгу неподвижно или напряженно сидеть на одном месте. В ряде случаев могут образовываться тромбы, полностью блокирующие сосуды. А это уже предельная опасность.

Для рядового геймера марафонские игровые сессии, когда на 12-15 часов забываешь обо всем, не редкость. Но на самом деле это может угрожать жизни, если зайти слишком далеко. Один британский геймер умер из-за оторвавшегося тромба, вероятно образовавшегося из-за тромбоза. Он построил свой образ жизни на регулярных 12-часовых игровых сессиях и это его погубило.

Другой фанат затяжных «каток», уже из Новой Зеландии, отправился в больницу на операцию по удалению опасных для жизни тромбов на ногах. А ведь его отпуск только начался — но первые четыре дня он играл в PlayStation.

На Западе эта проблема не нова и называют её «синдромом эконом-класса», которому обычно подвержены люди, совершающие чрезвычайно дальние перелеты задешево. В условиях эконом-класса нет возможности хорошо размять тело, отсюда и пошла эта фраза. Сгустки крови быстрее образуются при крайней нехватке физической активности, но могут появляться и просто при длительной неподвижности. Поэтому не забывайте двигаться.

Как помочь себе при игровой зависимости?

Если бы советы «просто перестань» или «научись контролировать себя» работали, то проблема зависимости решилась бы сама собой. Игровое расстройство, как и любое другое, контролировать самостоятельно можно недолго — за ограничением неизбежно последует срыв и еще большая демотивация.

В одиночку справиться с зависимостью сложно, и тут важна поддержка специалистов. Хорошо зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия, в рамках которой человек учится отслеживать свои мысли и чувства, справляться с ними и менять поведение, направляя его в конструктивное русло. Психоаналитическая терапия — это более глубинная практика, в которой зависимость рассматривается как возможность заполнить внутреннюю пустоту и способ быстрого самоуспокоения. Терапия бывает как индивидуальной, так и групповой, но на это понадобится время, и еще одно обязательное условие — желание самого человека.

Впрочем, к перечисленным методикам имеет смысл прибегать тем, у кого игровая зависимость достигла действительно опасных форм, фактически вписана в график и влияет на другие сферы жизни. Если же это просто ваше любимое хобби и вы не чувствуете, что оно как-то вам мешает, можно прислушаться к рекомендациям психолога Джона Грохола. Он предлагает сокращать время, проводимое за видеоиграми:

Не все люди способны диагностировать у себя зависимость такого рода. И поэтому многие попытки их родственников обречены на провал: пока человек сам не обратится за помощью, делать что-то вопреки его желанию бессмысленно.

Лечение зависимости от компьютерных игр у детей

Другой очень важный момент – это спокойствие родителя в отношении вопроса компьютеров в принципе. Взвешенное здоровое к ним отношение. Мы живём отнюдь не в условиях непролазного леса.

Наша реальность – компьютеризированный социум. И далее ежедневное общение с высокими технологиями на самых разных, даже базовых уровнях, будет только неуклонно расти. Но при этом зависимости от компьютерных игр у детей можно избежать.

Если в ваших планах нет намерений переезжать в лесную чащу, то разумнее спокойное выстраивание собственного отношения к компьютерным технологиям в принципе. Обучение прежде всего себя основам взаимодействия с ними. И обретение баланса в этом всём, чем необходимо и нужно озадачиться.

А уж дальше своим примером передать ребёнку. Он своё будущее будет строить в условиях развитых информационных технологий однозначно. Согласие с самим собой в этом вопросе приоритетна. По меньшей мере странной видится ситуация, когда мать истерит и кричит на малыша за его жажду смотреть мультики круглосуточно. А сама при этом не выпускает из рук телефон.

Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

Очень часто речь даже не идёт о зависимости как таковой. Ситуацию порождает простое отсутствие выставленных приоритетов и границ. Компьютер, будь то игры, мультики или интернет, должен быть дозирован, причём для всех.

Ребёнок должен видеть, что к устройствам родитель прибегает только в определённое время, которое не является достаточно продолжительным.Только в этом случае обоснован запрет на ограничение пользования ПК ребёнком.

Доводы «ты ещё маленький» не привнесут ни понимания, ни гармонии в ваши отношения. Зато посеют обиду и ощущение несправедливости, ведь дети сейчас рождаются уже со взрослым уровнем самооценки и просто не принимают такие «закидоны» родителей, как дискриминация по возрасту. Так что исключительно личный взрослый пример.

Действуют ли запреты?

Обязательно должен присутствовать родительский авторитет. «Нет» именно в отношении компьютера, это всегда «нет», причём обоснованное ребёнку с конкретным объяснением причин, а не потому, что родителю взбрело и он сила вообще-то, а у тебя нос не дорос.

Лучше, если именно в отношении ПК в доме будут установлены определённые правила, так малышу будет проще осознаватьграницы и не расстраиваться из-за того, что желаемое отнимают не понять по каким причинам.

Таймер – очень удобная штука. Присутствует практически во всех гаджетах  и прекрасно срабатывает и с малышами и с детьми постарше. Договоритесь с ребёнком о том, сколько времени он оптимально может провести за компьютером.

Четко формулируйте условия

При этом он должен понимать, что за гаджетом он только при условии, если по окончании отведённого времени он безоговорочно «сдаёт оружие». Ну, пять минут до конца мультика уж можно досмотреть, не зверствуйте. 

Все истерики малышей на тему гаджетов порождает отсутствие твёрдых границ в общении с ними и твёрдого стержня внутри родителя, выставляющего с любовью эти границы.

Постулат «лишить хорошего лучше, чем привнести плохое» очень важен в отношении особенно малышей. В случае истерики из-за того, что отведённое время закончилось, «а я буду ещё и отдай вообще, это моё», планшет изымается на денёк-другой.

Применяйте санкции

При этом ребёнку обязательно говорится на сколько дней агрегат изъяли, это уважение к личности. Мотив объясняется ребёнку наличием благой цели, мол, чтоб планшет не влиял так плохо на нашего малыша, который вообще-то отличный ребёнок, молодец и умница, а вот когда пересмотрит в планшет, такое вот начинается.

Выдержав обозначенный срок, планшет может быть отдан в пользование на прежних оговорённых условиях. При повторных односторонних нарушениях договорённости и пересечении дозволенных границ, схема действия та же.

Как избавиться от игровой зависимости

Видеоигры оказали огромное влияние — как положительное, так и отрицательное — на культурные установки, психологическое развитие и выбор образа жизни как детей, так и взрослых.

Хотя эти игры можно рассматривать как риск для физического или эмоционального здоровья игроков, они также пропагандируются как эффективные образовательные инструменты и даже используются для физической или когнитивной реабилитации в клинических условиях.

Тем не менее, для людей, попавших в порочный круг зависимости, видеоигры могут стать разрушительными. Растущая популярность видеоигр создала новое понимание проблемы игромании, что, в свою очередь, привело к разработке программ лечения этого аддиктивного процесса.

Лечение зависимости от видеоигр фокусируется на терапии модификации поведения, такой как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая уводит клиента от навязчивых мыслительных паттернов и привычек зависимости.

Групповая терапия также является ценным источником мотивации и моральной поддержки, особенно для людей, которые потеряли контакт с друзьями или сверстниками в результате своей игровой зависимости.

Пациентам, у которых диагностирована сопутствующая депрессия, тревога, биполярное расстройство или другие психические расстройства, может потребоваться медикаментозная терапия антидепрессантами или противотревожными препаратами.

В зависимости от тяжести аддиктивного поведения и сопутствующих ему других медицинских или психиатрических состояний, зависимость от видеоигр может лечиться стационарно или амбулаторно.

Стационарные учреждения предлагают круглосуточное наблюдение в благоприятной, структурированной среде, что может быть полезно для геймеров, которые не способны самостоятельно ограничить использование видеоигр.

Амбулаторное лечение предлагает большую гибкость для людей, которые не могут записаться на стационарное лечение из-за личных обязанностей или очень мотивированы, чтобы оправиться от аддиктивного поведения.

Основные признаки игровой зависимости

Игровая зависимость по своим признакам отличается от алкоголизма или других зависимостей, однако, они могут долгое время не проявляться открыто, а сам игрок старается тщательно и долго их скрывать. К основным признакам зависимости от азартных игр, а также от компьютерных игр психология относит: 

  • Перепады настроения, связанные с результатами игры или нахождением в ней. Во время выигрыша пациент ощущает беспричинную радость, веселье, эйфорию. При проигрыше веселье сменяется на депрессивную фазу.
  • Повышенная раздражительность, гнев, агрессивный настрой по отношению к другим людям, событиям.
  • Избегание социума, стремление изолироваться наедине с игрой.
  • Апатия, равнодушие к прошлым хобби, другим занятиям, помимо игры.
  • Расстройства сна – бессонница, прерывистый сон.
  • Постоянное нахождение вблизи компьютера, телефона или других гаджетов.
  • Повышенное напряжение, одержимость игрой, постоянные мысли и непреодолимое желание вернуться в игровой процесс. 
  • Постоянный рост необъяснимых расходов, нехватка финансовых средств, долги. Игрок постоянно занимает деньги или берёт в кредит, однако, они сразу же пропадают. 
  • Отсутствие желания брать на себя ответственность или нести ответственность за свою семью, детей. Находясь в игре, игрок перестаёт думать о вреде, который может причинить своей семье, в том числе и в финансовом плане. Забывает о своих близких, обязанностях по отношению к детям. 
  • Приступы паники, повышенная эмоциональность, тревожность и беспокойства. 

Для игровой мании характерны особые признаки

Что может сделать сам человек для избавления от зависимости

Принять важное решение. Для того чтобы сделать первый шаг навстречу жизни без зависимости, важно осознать, что лудомания – это болезнь, а значит, она требует лечения

Необходимо найти в себе силы принять решение больше не играть. Без этого никакие другие способы борьбы не дадут нужного эффекта.

Организовать свое время. Каждый человек, пытающийся побороть лудоманию, проходит через этап, когда ему нужно отказаться от своего «наркотика» и начать придерживаться строгого режима. Будьте суровы по отношению к себе, установите четкие правила и следите сами за их соблюдением.

Начать жить в реальном мире. Зависимые люди нередко теряют навыки общения, им становится тяжело вести работу, заводить новые знакомства и поддерживать старые. Специалисты рекомендуют задать себе вопрос: чем игра поможет мне на пути к моим мечтам? Свободное от игр время Вы сможете потратить на действительно полезные занятия, например спорт, а сэкономленные деньги – на путешествия в экзотические страны. И тогда Вы поймете, что самые интересные приключения возможны только в реальном мире.

Памятка родителям: как создать здоровое отношение ребенка к технике?

Дабы в дальнейшем не кусать локти, родителям необходимо еще на заре взаимодействия ребенка и компьютера придерживаться определенных правил. Такая политика гарантировано удовлетворит все стороны, но только при условии грамотного подхода. Итак, что нужно делать родителям, первый раз предложив ребенку компьютер:

  • Дозировать игры. Если ребенок младше 5 лет, компьютерные игры должны длиться не дольше 15 минут. В день может быть не более 4 таких подходов. Разумеется, никто не будет сидеть над ребенком с таймером, но общая логика понятна – короткие циклы. Со старшими детьми можно длительность циклов увеличивать, например, до получаса, но и их количество в день и неделю будет меньше.
  • Обсуждать каждый цикл. Представьте, что ваш ребенок не играет в компьютерную игру, а читает книгу или общается с другом. Вполне логично, что вам захочется узнать его мнение на этот счет. Эту же логику можно применять и после 15 минут игры за компьютером. Расспрашивайте его о том, что он понял, какая суть и цель игры, почему она ему нравится.

Детские нейропсихологии единодушны во мнении: специальные детские компьютерные игры помогут натренировать память, логику, пространственное мышление, но они абсолютно бессильны в вопросе развития речи и социализации. Общение с родителем помогает ребенку прогрессировать и в эмоциональной сфере.

  • Подбирать правильные игры. Если речь идет о детских компьютерах, то там по определению не может быть других игр. Если же ребенок пользуется родительской техникой, то чаще всего все крутится вокруг шаблонных игр, которые скорее помогают убить время, чем несут нечто полезное. В сети на профильных ресурсах можно найти хорошие, правильные игры, разработанные при участии педагогов.
  • Следовать правилу «3-6-9-12». В основе правила лежит следующий принцип: до 3 лет ребенок не должен пользоваться компьютером; до 6 лет ему не нужны приставки, до 9 лет ему совершенно не нужен Интернет; до 12 лет он выходит в глобальную паутину только в присутствии взрослого.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

И так продолжается очень и очень долго…»

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector