Ларец, шар или диск: как изображали землю на средневековых картах

Карта Фра Мауро: энциклопедия географии

Венецианская республика (Италия), 1448–1453 годы

Кто-то называет XV век Поздним Средневековьем, кто-то — Ранним Возрождением. И этот разброс в понятиях отлично иллюстрирует переходность эпохи: традиция еще господствовала, но внутри нее пробивали себе дорогу новые веяния. В картографии этот тренд отразился в масштабной (2,4x2,4 м) карте Фра Мауро — венецианского монаха, создавшего ее по заказу португальского короля Афонсу V.

Карта ориентирована на юг — прослеживается арабское влияние

В отличие от своих предшественников, Мауро уделил серьезное внимание не только Средиземноморью и Причерноморью, но и Дальнему Востоку и Африке

Фра Мауро одним из первых в Европе изобразил на карте Японию, острова Ява и Мадагаскар.

На карте есть множество разнообразных сведений о частях света. Это настоящая географическая энциклопедия: в ней более 1000 изображений и 3000 текстовых аннотаций.

Фра Мауро отличался любознательностью. Кроме того, его родная Венеция была своеобразным перекрестком миров, куда путешественники привозили не только товары из дальних стран, но и захватывающие истории. Он постоянно расспрашивал купцов и моряков о том, что они видели и слышали, и полученные знания использовал при создании своего детища. Не вся информация соответствовала истине, на карте много фантастических сведений — но автор сомневается в их правдивости и критикует прежних географов за неточности и ошибки.

Карта Беата Лиебанского: первая mappa mundi

Королевство Астурия (Испания), VIII век

Карта испанского монаха и теолога Беата Лиебанского занимает особое место в истории средневековой картографии. Она была частью его труда «Толкование на Апокалипсис» — одного из самых читаемых и копируемых комментариев к Откровению Иоанна Богослова. При создании карты Беат опирался на Новый Завет, труды астронома Клавдия Птолемея и церковного писателя Исидора Севильского.

Карта ориентирована на восток. Для нас это непривычно, ведь общепринятая ориентация современных карт — север. В Средневековье не было строгой привязки к конкретной стороне света: чаще всего на европейских картах сверху изображался восток, а на арабских — юг. В центре карты Беата находится священный город Иерусалим.

Эбсторфская и Херефордская карты: мир как буква

Германия, середина XIII века; Англия, начало XIV века

Херефордская карта мира

Их часто рассматривают и анализируют в паре, поскольку они были созданы примерно в одно время. Это наиболее характерные карты типа «Т — О»: мир изображен в виде круглого диска, окруженного океаном (по форме он напоминает букву О), а три материка — Африка, Азия и Европа — разделены морями и реками, образующими букву Т. Такие карты еще называют маппами (от лат. mappa mundi). Образцом для них вновь послужила карта Беата Лиебанского.

Маппа разделена на три части: сверху помещена Азия, слева внизу — Европа, справа внизу — Африка, материки окружены океаном. Как и карта Беата, маппы ориентированы на восток, а в их центре находится Иерусалим. Эбсторфская и Херефордская карты скорее повествуют о библейских событиях, чем показывают реальные географические объекты.

Карта Косьмы Индикоплова: плоская Земля

Византийская империя, VI век

В книге «Баудолино» Умберто Эко есть персонаж по имени Зосима, веривший, что мир — это ларец. В качестве доказательства он приводил карту византийского купца VI века Косьмы Индикоплова. Этот купец в своем труде «Христианская топография» не только описывал свои приключения, но и размышлял о том, как устроена Вселенная.

Косьма отрицал то, что Земля — это шар, и уподоблял мир ларцу, похожему на переносной храм Моисея, описанный в Ветхом Завете. На дне находится прямоугольный мир, окруженный океаном и морями-заливами. На самом востоке земной рай, а на севере возвышается гора, вокруг которой ангелы двигают солнце и луну. Крышка ларца — это небо, твердь, которая отделяет нижний мир от Царства Небесного.

Карты Пьетро Весконте: практическая польза

Генуэзская республика (Италия), первая треть XIV века

В XIV веке западноевропейская картография начинает меняться. Мореплавание было на подъеме, прибрежные города Испании и Италии процветали, поэтому понадобились более точные и удобные в использовании карты — портуланы (рубеж XIII–XIV веков). На них появилась сетка линий для ориентирования (румбов), которая соответствовала делению катушки компаса на 16 основных направлений. С их помощью мореплаватели определяли курс.

Адриатическое море

Одним из первых портуланы начал составлять генуэзец Пьетро Весконте. До нашего времени дошло больше десятка его карт и атласов, многие из которых подписаны и датированы самим автором. Именно его труды повлияли на дальнейшее развитие картографии.

Каталонский атлас: Навуходоносор и роза ветров

Королевство Арагон (Испания), 1375 год

Этот атлас считается вершиной средневекового картографического искусства. С одной стороны, это маппа, которую можно рассматривать, с другой — на ней есть сетка румбов, как на портулане.

Роза ветров впервые появилась именно в Каталонском атласе.

Он состоит из 8 листов пергамена размером 64,5x50 см: на двух был текст, а на шести — собственно карта. Картографы, вдохновляясь арабскими трудами и «Книгой чудес света» Марко Поло, изобразили Средиземноморье, африканские территории, земли Руси, Золотой Орды и Дальнего Востока, причем города, страны и моря были подробно подписаны. В отличие от итальянских портуланов, в Каталонском атласе много ярких миниатюр, раскрашенных серебряной и золотой красками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector