Телевидение



8 января 2018 года. Почему не развивается отечественное ТВ? Дело, конечно, не только в нежелании чиновников и традиционной отговорки "денег нет". А в чём ещё, давайте посмотрим.

Первый звонок о нежелании развивать отечественное ТВ - это отказ от идеи "третьего" мультиплекса. Мультиплексы - таково название построения цифрового вещания в России, озобретённое нашими чиновниками. Означает техническую возможность передачи цифровых каналов, а главное - их количества.

Столкнувшись в 2015-м с нехваткой денег на реализацию проекта, громко озвученного ещё чуть ли не в 2007-м году, или раньше, Министерство технического развития телевещания (или как оно там называется) объявило задачу "нецелесообразной" - в 2015-м году! То есть в году, в котором проект должен быть завершён. При этом министр сохранил свою должность. Удивительно? Ещё как! То есть все деньги на проект проели ещё на первых стадиях его реализации, при "освоении средств", видимо - на Дальнем Востоке. (Может украли? У нас не воруют, это знают все, а чиновники - святые).

На все остальные регионы денег нехватило. И потому решили проект тихо закрыть, а все местные компании - уволить. При чём в регионах это уже частично реализовалось так - закрыли просто самые успешные телекомпании. Зато оставлили самые идиотские, по простой причине, что у них оказалась своя передающая антенна, следовательно - монополия на частоты. При этом ФАС спит спокойно и видит сны, ничем её не тревожащие. Вопрос - зачем тогда в принципе нужна ФАС? Наверное, чтобы на всё закрывать глаза. В том числе и на нарушения "рекламного" законодательства.

При этом Министерство напишет кучу отписок, весь смысл которых один - "всё в порядке". Вот только на телеэкране, особенно в регионах, этого не видно. Можно прямо сказать - мы живём в эпоху информационного феодализма. При котором телезрители - это медийные рабы, бесправные, и обязанные беспрекословно переносить причуды чиновников (любых - от местных до всесоюзных) в области вещания. Как то: лишение их любимых телеканалов, ухудшение качества вещания (исключительно в рамках заботы о телезрителях), убогие врезки с навязываеним убого "местного контента" в программы федерального вещания, навязывание местной рекламы - как водится, безо всякого разрешения со стороны тех телеканалов, на частоте которых эта диверсия совершается.

При этом зрителям сообщается, что реклама, якобы, необходима для того, чтобы содержать все каналы. В это трудно поверить, так простое арифметическое действие нам покажет, что это не так. Давайте возьмём просто наугад любой телеканал (даже не федеральный, так как там крутяться миллиарды), а самый захолустный, местный, и на его примере посмотрим так ли справедливо утверждение о, якобы, необходимости рекламы. На любом местном телеканале трудится никак не меньше, чем пятьсот человек. Разумеется, речь не о городе с численностью до ста тысяч человек. Подразумевается более крупный город, и телеканал, так сказать, региональный. Может быть там до десяти и больше телеоператоров, режиссёров, журналистов и сценаристов. На таком канале обычно несколько гримёров, и столько же костюмеров, и десяток человек из цеха поддержки только визуальной части любой телестудии - постановщики, декораторы, не считая монтажёров, звуковиков и плюс ещё в последние годы - компьютерщики компьютерной графики, создатели эфектов (хотя ни разу не видел, чтобы хоть один местный канал применял эти самые эффекты, но в штате сотрудники есть). Это всё только творческий персонал. Прибавьте сюда пять грузчиков, десять водителей, десять охраников, десять человек из юридического отдела, и ещё сто человек, занимающихся какой-то хренью в интернете, но получающих зарплату. И ещё сто начальников, у которых тоже есть десять начальников с громкими должностями. Вот и получается пятьсот человек как минимум. Даже если платить всем минимальную зарплату, в год выйдет нормальная сумма. Но на большинстве каналов базовая зарплата никак не меньше двадцати тысяч в месяц, иначе сотрудники разбегутся кто куда. То есть деньги на содержание любого канала нужны не маленькие.

Неужели вы верите в сказку о том, что реклама окупает всё это безобразие? Конечно, не окупает. Всё телевидение в нашей стране (и в других странах тоже, скажем по секрету) содержится из других источников. В большинстве случаев - из бюджета (что касается всех новостных каналов). То, что на Западе сумели создать систему сбора денег на частных каналах, которые в сущности являются частью и дочерними предприятиями от больших новостных "родителей" - это совсем другой вопрос. Но в нашей стране процесс шёл другим путём.

И конечно, реклама на телевидении вовсе никак не развивает само телевидение. Это просто поток, придуманный воротилами для набивания своих карманов. То что реклама никак не развивает телевидение, особенно заметно на примере местных телеканалов, убогих, но с гонором. Если взять федеральные каналы, то у них у всех болезнь заимстования западных форматов (по вине Эрнста, надо полагать). Но для наших зрителей копировать всё подряд не имеет смысла.

Что и доказывают многочисленные исследования в области изучения симптомов проблем на нашем телевидении. Все эти ислледования сходятся в одном - ну не приживаются у нас клоны западных программ! Купить формат - не означает гарантии его успешности. При всей популярности того же "Голоса", и прочих "Икс-факторов", тот же "Голос" в нашем отечественном исполнении - просто жалкая пародия на настоящий "Голос" (немецкий, например, запрещён к показу в России в виду его высокого качества и истинного отношения немцев к России, - это к тому, как там поживает "наш друг фрау Меркель"). Вообще, сильно заметно, что любой "Голос", если он не оригинальный, как то сильно отличается в сторону заметного ухудшения качества за счёт количества. Чем дальше в сторону от страны происхождения (родины первой передачи), тем хуже. Ребята попросту "бабло" делают на этой программе, торгуя её клонами. Но каждая копия отличается от оригинала, как небо от земли.

В связи с этим - а не пора ли завязывать с покупкой форматов? Не лучше ли делать свои программы, да хотя бы возрождать подобные конкурсы из советских времён. Или, если совсем подражать, то хотя бы только в самой идее проведения подобных конкурсов, но без упора на сатанинскую символику. Ведь в оригинале программы этой символике вовсе не уделяют столько внимания, сколько у нас. У нас это просто главный показ и главный упор программы. Может ради этого всё и затевалось?

Что касается рекламы. Слышали когда-нибудь про "эффект присутствия" (не про игры речь)? Так вот, вся ересь про "рейтинги" и другия "сказочные" заклинания про прибыльность рекламы - это, конечно, обман. На самом деле всё дело совсем в другом.

Если вы помните начало 90-х, то помните, как реклама появилась на нашем центральном ТВ. Сначала была реклама "первых" банков и компьютеров в передачах вроде "КВН", "Что, где, когда" и "Вокруг смеха". Это были самые популярные программы отечественного ТВ. А комсомольцы и первые секретари ЦК ВЛКСМ быстро превратились в успешных банкиров, а вслед за ними - коммунистические лидеры стали олигархами, видимо, "по мановению волшебной палочки в руках злой колдуньи из страны Оз".

Хотя, скорее всего, всё дело в "стране коз", а точнее - в Израиле. Так как рекламу компьютеров и банков к середине 90-х на "Первом канале" (тогда - "ОРТ") сменила полностью израильская реклама. Оказалось, что наши бывшие соотечественники из всех республик бывшего СССР "понаехали" в Израиль и хотят смотреть "русский телевизор". А таких там набралось целый миллион человек. Неплохое количество телезрителей, готовых оплачивать расходы на организацию трансляции? Так почему бы им за их же деньги не впарить израильскую же рекламу, раз уж они там оказались, но размещённую в Останкино, так как, к удивлению аборигенов, никакое израильское телевидение бывшим нашим соотечественникам было в тот момент неинтересно - они просто не понимали ни слова. И вот, для них и была организована первая рекламная кампания, которая и превратила Останкино, как тогда говорили, в "тельавивовидение". Но в каждой шутке есть доля шутки и доля правды. Пропорции могут меняться.

К концу 90-х готов, уловив "мировую тенденцию", в Израиле построили почти секретный телевизионный центр (с нуля), огромный, но не имеющий, в основном, отношения к израильскому телевидению. Позже, конечно, там разместили новый "9-й телеканал", который был (и сейчас есть) одновременно и израильский и русскоговорящий. Вот видите, какие израильтяне молодцы. Они чутко реагируют на "просьбы трудящихся", и раз не было у русскоязычной аудитории Израиля своего местного телеканала - сразу появился. Ещё одно предназначение этого новейшего (по тем временам) телецентра.